× Risk Warning: Buying or selling financial instruments may result in the loss of part or all of your invested funds.

Поиск «Хорошего» и «Плохого» Портфеля с Помощью Метода GeWorko

Здесь Вы можете найти пример построения эффективного портфеля вне зависимости от рыночных условий и глобальных экономических факторов. Вы узнаете, как сбалансировать инвестиции, а также оптимизировать их согласно абсолютным, относительным показателям и выполнить количественный анализ по таким показателям, как доходность, стандартное отклонение и коэффициент Шарпа.

GeWorko Метод для портфельного анализа

Анализ основан на акциях компаний, которые подверглись сильному влиянию экономического кризиса 2008 года. Используя Метод GeWorko, мы собираемся продемонстрировать, как можно построить эффективный портфель, с положительной доходностью, даже в рамках глобального финансового кризиса 2008 года, который затронул все секторы экономической деятельности без исключения.

Кризис прямо или косвенно повлиял на коммерческую деятельность всех компаний. Некоторые компании удачнее других противостояли кризису, чем другие. Некоторым не удалось противостоять внешним факторам, что привело к их ликвидации. Данный фактор предоставил большие возможности по поиску инвестиционных стратегий, основанных на различиях в долгосрочной реакции цен, например, акций на те же систематические факторы.

В дальнейшем, в этой статье мы попытаемся найти пример портфеля, который бы статистически и графически отражал возможность построения успешной инвестиционной стратегии, основанной на различиях в долгосрочном поведении акций. Для этой цели мы выбрали 22 акции крупных ликвидных компаний США из различных отраслей экономики (см.таблицу 1). Используя подходы современной портфельной теории, принцип диверсификации рисков, метод портфельного анализа GeWorko, а также мы попытаемся разделить выбранные нами активы на 2 группы:

  1. «Хороший» портфель
  2. «Плохой» портфель

Состав «хорошего» портфеля будут формировать активы с положительными весами, то есть акции-претенденты на покупку.
В состав «плохого» портфеля войдут акции, по которым, согласно итогам нашего анализа, следует занять короткие позиции.

Весь анализ основывается на ежемесячных ценах закрытия, зафиксированных в течение последних 4 лет (50 месяцев). Состав активов (22 акций), выбранных для построения портфеля, с указанием тиккера, названия компаний и секторов приведены ниже в Таблице 1:

Таблица 1: Названия компаний и экономических секторов для выбранных акций
# Тикер Компания Сектор
1 AA AlcoaInc BasicMaterials
2 AXP AmericanExpressCompany Financials
3 BA BoeingCompany Industrials
4 DD DupontCompany BasicMaterials
5 DIS WaltDisneyCompany CyclicalConsumerGoods&Services
6 GE GeneralElectricCorporation Industrials
7 HD HomeDepotInc CyclicalConsumerGoods&Services
8 HON HoneywellInternationalInc Industrials
9 HPQ Hewlett-PackardCompany Technology
10 IBM InternationalBusinessMachineCorp Technology
11 INTC IntelCorporation Technology
12 JNJ Johnson&Johnson Healthcare
13 JPM JP MorganChase&Company Financials
14 KO Coca-ColaCompany ConsumerNon-Cyclicals
15 MCD McDonaldsCorporation CyclicalConsumerGoods&Services
16 MRK MerckCoInc Healthcare
17 MSFT MicrosoftCorporation Technology
18 PFE PfizerInc Healthcare
19 T AT&T Telecommunication
20 VZ VerizonCommunicationsInc Telecommunication
21 WMT Wal-MartStoresInc CyclicalConsumerGoods&Services
22 XOM ExxonMobilCorporation Energy

На основе месячных данных вычислим реализованные значения среднего прироста стоимости акций, стандартного отклонения доходности и упрощенную версию коэффициента Шарпа для каждого ряда данных. Результаты вычислений средней месячной доходности и стандартного отклонения приведены в таблице ниже:

Таблица 2: Средняя месячная доходность и стандартные отклонения
Активы Средний доход Стандартное отклонение Активы Средний доход Стандартное отклонение
AA 0.31% 10.60% JNJ 1.01% 3.76%
AXP 3.32% 10.96% JPM 1.27% 9.05%
BA 1.99% 6.96% KO 1.31% 4.16%
DD 1.81% 7.90% MCD 1.22% 3.68%
DIS 2.58% 6.54% MRK 1.11% 5.28%
GE 1.64% 8.48% MSFT 1.20% 6.67%
HD 2.33% 6.41% PFE 1.54% 4.85%
HON 2.05% 6.40% T 0.78% 4.16%
HPQ -0.80% 10.36% VZ 1.27% 4.83%
IBM 1.49% 4.27% WMT 0.83% 4.17%
INTC 0.92% 6.59% XOM 0.58% 4.65%

Кроме того, мы можем рассчитать упрощенную версию коэффициента Шарпа для каждого актива. Коэффициент вычисляется путем деления доходности на стандартное отклонение и показывает отдачу доходности на единицу риска. Для нашего анализа эти коэффициенты будут хорошим ориентиром при определении эффективности инвестиционной стратегии. Полученные коэффициенты приведены на диаграмме:

Диаграмма 1: Коэффициент Шарпа выбранных акций

Коэффициент Шарпа выбранных акций

Следующим этапом анализа станет поиск оптимальных весовых коэффициентов для каждого актива и составление с их помощью портфеля акций. Критерием оптимальности для портфеля может служить, например, коэффициент Шарпа, параметр доходности или ее стандартного отклонения. В нашем случае критерием оптимальности будет служить максимально достижимая доходность портфеля при уровне стандартного отклонения не выше среднего стандартного отклонения, рассчитанного для выборки из 22 акций. Среднее стандартное отклонение для 22 акций составляет 6.40%, и мы хотим, чтобы наш портфель был не более рискованным, чем в среднем составляющие его активы. Для расчета весовых коэффициентов нам также понадобятся коэффициенты ковариации активов друг с другом, показывающие степень взаимосвязи поведения активов.

В результате процедуры оптимизации весов (при наличии двух ограничений: максимально допустимого стандартного отклонения портфеля (6.40%) и конечной суммы весов, которая должна составлять 100%) мы приходим к следующему решению, которое максимизирует доходность портфеля:

Таблица 3: Оптимизированные веса для каждого актива
Активы Вес Активы Вес
AA -70.27% JNJ 21.59%
AXP 8.97% JPM -31.82%
BA -4.39% KO 29.55%
DD -22.00% MCD -15.80%
DIS 88.08% MRK -5.98%
GE -41.55% MSFT 51.73%
HD 37.01% PFE 39.28%
HON 145.66% T -96.14%
HPQ -43.92% VZ 81.77%
IBM 152.36% WMT -56.03%
INTC -39.34% XOM -128.76%

Поскольку мы не ставили ограничение на возможность коротких продаж активов, решение выдает как положительные веса, так и отрицательные. Активы с положительными весами условно назовем «хорошим» портфелем, с отрицательными – «плохим». Перегруппируем активы в соответствии с их новой классификацией:

Таблица 4: Оптимизированные веса для инвестиционного портфеля
"Хороший" портфель "Плохой" портфель
Активы Вес Активы Вес
AXP 8.97% AA -70.27%
DIS 88.08% BA -4.39%
HD 37.01% DD -22.00%
HON 145.66% GE -41.55%
IBM 152.36% HPQ -43.92%
JNJ 21.59% INTC -39.34%
KO 29.55% JPM -31.82%
MSFT 51.73% MCD -15.80%
PFE 39.28% MRK -5.98%
VZ 81.77% T -96.14%
WMT -56.03%
XOM -128.76%

«Плохих» активов оказалось чуть больше, чем «хороших», однако подобный эпитет ничуть не уменьшает их значимость. Как мы увидим в завершении анализа, именно вместе эти две группы активов способны принести максимальный эффект. Что же касается принадлежности компаний к секторам экономики, мы не смогли выделить определенной закономерности попадания компаний определенных секторов в тот или иной портфель. В оба портфеля вошли компании, представляющие совершенно разные секторы.

Попробуем теперь вывести графики «хорошего» и «плохого» портфеля по отдельности. Для этого воспользуемся торгово-аналитическим терминалом NetTradeX с реализованным в нем методом портфельного анализа GeWorko. Выберем 10 активов «хорошего» портфеля и выразим его стоимость в долларах США, так как нам сейчас интересно посмотреть именно на изменение его абсолютной стоимости. Для этого введем для каждого из активов весовой коэффициент через объем в долларах США, соблюдая при этом пропорцию, полученную ранее в решении для оптимального портфеля. Например, для акции AXP введем объем 897 долларов, а для акции VZ – объем 8177 долларов. Несмотря на то, что объем задавался в долларах, а не в процентах, это не скажется на виде кривой, отражающей динамику стоимости портфеля, а только на координатах. График приобретает следующий вид:

График 1: Абсолютная стоимость портфеля «лонгов»

Абсолютная стоимость портфеля «лонгов»

В целом мы получили растущую ретроспективную структуру. С начала января 2009 года стоимость «хорошего» портфеля выросла в 2.5 раза, однако мы не можем также не отметить существенное падение стоимости портфеля в 2008 году. Заметим также, что в начале марта 2012 года стоимость портфеля колебалась около отметки 52300 долларов – этот факт нам понадобится в дальнейшем при изучении динамики комбинированного портфеля.

Аналогичным образом построим «плохой» портфель, состоящий из 12 активов, введем соответствующие объемы в долларах и выведем на график ретроспективную динамику его абсолютной стоимости:

График 2: Абсолютная стоимость портфеля «шортов»

Абсолютная стоимость портфеля «шортов»

Очевидно, что «плохой» портфель, оправдывая свое название, значительно уступает, по крайней мере, в показателе доходности портфелю «хорошему», о чем свидетельствует трехкратное снижение его стоимости в 2008 году и последовавший довольно скромный рост. Также заметим, что в начале марта 2012 года стоимость «плохого» портфеля также колебалась около отметки 52300 долларов.

В завершении построим комбинированный портфель, в который входят как «хорошие», так и «плохие» активы с полученными при оптимизации весами. Заметим, что отрицательные веса соответствуют короткой продаже актива. При построении портфеля в торгово-аналитическом терминале NetTradeX активы с положительными весами будут входить в состав базовой части уравнения композитного портфеля, с короткими весами – в состав котируемой части. Другими словами, мы условно покупаем активы «хорошего» портфеля и продаем активы «плохого» портфеля, на чем и основан метод GeWorko. В результате мы получаем коэффициент, отражающий стоимость первого, (в нашем случае - «хорошего») портфеля в единицах второго («плохого»), а график позволяет проследить его изменения в течение всего рассматриваемого периода времени:

График 3: Относительная стоимость комбинированного портфеля

Относительная стоимость комбинированного портфеля

Чудесным образом мы получили растущую структуру комбинированного портфеля, которая избежала какого-либо существенного падения в 2008 году и показала практически непрерывный, плавный и уверенный рост в посткризисный период. Причем отметим, что заметный рост начался именно после кризиса 2008 года, отражая разную степень реакции активов на один глобальный фактор, причем, судя по графику, значимость этого фактора, а также реакций активов, высока до сих пор.

Количественные показатели эффективности комбинированного портфеля приводятся в таблице:

Таблица 5: Количественные показатели эффективности комбинированного портфеля
Return 7.52%
StDev 6.40%
Sharpe 1.18

Несложно определить, что доходность портфеля, благодаря включению в анализ коротких позиций, оказалась гораздо выше, чем индивидуальная реализованная доходность любого из активов (максимальная средняя доходность была 3.32%). Стандартное отклонение доходности составило 6.40%, соответствуя заданному нами ограничению. При этом упрощенная версия коэффициента Шарпа для портфеля (1.18), отражающая его эффективность, в разы превышает коэффициенты по любой из 22 акций (максимальный коэффициент Шарпа по выборке из акций составлял 0.39).

Чем же объясняется столь уверенный рост комбинированного портфеля? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к динамике стоимостей «хорошего» и «плохого» портфелей. Процедура оптимизации весов позволила нам найти такое сочетание длинных и коротких позиций по выбранным активам, которое по заданным нами же критериям максимально бы соответствовало нашей инвестиционной стратегии. С помощью метода GeWorko и его реализации в терминале NetTradeX нам удалось проследить за динамикой как индивидуальных портфелей, так и их комбинированной версии.

Анализ поведения портфелей показывает, что в самый суровый кризисный 2008 год «хороший» портфель потерял меньше стоимости, чем портфель «плохой». В просткризисный период рост первого портфеля также оказалась более выдающимся, чем стоимость второго. Благодаря объединению этих двух факторов у нас получилась непрерывная растущая структура. Так как рост комбинированного портфеля начался в 2008 году (до этого динамика соответствует боковому движению), мы можем предположить, что именно он стал точкой перелома, различной степени реакции активов на изменение системных факторов риска. Заметим, что до начала марта 2012 года стоимость «плохого» портфеля превышала стоимость «первого» - коэффициент их комбинированной версии ниже 1. Однако, в марте 2012 года их абсолютные стоимости сравнялись, а коэффициент стал равен 1. В дальнейшем все больше единиц «плохого» портфеля требовалось для покупки одной единицы «хорошего» портфеля.

ОБУЧЕНИЕ

× Risk Warning: Buying or selling financial instruments may result in the loss of part or all of your invested funds.

Analysis of "Good" and "Bad" Portfolios through GeWorko Method

Here You can find an applied example of constructing an effective portfolio regardless of market conditions and global economic factors. You can learn how to balance investments as well as optimize them based on absolute, relative values as well as quantitative performance including such indicators as Return, Standard Deviation and Sharpie Ratio.

GeWorko Method for Portfolio Analysis

The analysis is based on the shares of companies that were heavily influenced by 2008 economic crisis. By using GeWorko Method, we are going to demonstrate how it is possible to construct an effective portfolio, with a positive performance, even through the global financial crisis of 2008 that affected all sectors of economic activity without exception.

The business performance of companies was directly and indirectly influenced but with different impact levels. Some companies did better than others, some did not make it through the crisis, and this fact provides broad opportunities to find investment strategies, based on differences in the long-term price reaction of, for instance, stocks on the same systematic factor.

Henceforth, in this article we will try to find an example of a portfolio that would statistically and graphically reflect the possibility of building a successful investment strategy, based on differences in the long-term behavior of stocks. Here, we selected 22 stocks of U.S. large and liquid companies belonging to the various sectors of the economy (see Table 1). Using the approaches of modern portfolio theory, the principles of risk diversification, as well as the method of portfolio analysis GeWorko, we are going to divide our selected assets into 2 groups:

  1. "Good" portfolio
  2. "Bad" portfolio

The "Good" portfolio will consist of assets with positive weights, that is, candidates for purchase.
The "Bad" portfolio will include stocks, on which short positions should be taken, according to our analysis.

The entire analysis is based on monthly closing prices, recorded over the past 4 years (50 months). The composition of the assets (22 shares), selected to build a portfolio, with corresponding tickers, company names and economic sectors, are given in the Table 1 below:

Table 1: Company names and economic sectors of the selected shares
# Ticker Company Sector
1 AA AlcoaInc BasicMaterials
2 AXP AmericanExpressCompany Financials
3 BA BoeingCompany Industrials
4 DD DupontCompany BasicMaterials
5 DIS WaltDisneyCompany CyclicalConsumerGoods&Services
6 GE GeneralElectricCorporation Industrials
7 HD HomeDepotInc CyclicalConsumerGoods&Services
8 HON HoneywellInternationalInc Industrials
9 HPQ Hewlett-PackardCompany Technology
10 IBM InternationalBusinessMachineCorp Technology
11 INTC IntelCorporation Technology
12 JNJ Johnson&Johnson Healthcare
13 JPM JP MorganChase&Company Financials
14 KO Coca-ColaCompany ConsumerNon-Cyclicals
15 MCD McDonaldsCorporation CyclicalConsumerGoods&Services
16 MRK MerckCoInc Healthcare
17 MSFT MicrosoftCorporation Technology
18 PFE PfizerInc Healthcare
19 T AT&T Telecommunication
20 VZ VerizonCommunicationsInc Telecommunication
21 WMT Wal-MartStoresInc CyclicalConsumerGoods&Services
22 XOM ExxonMobilCorporation Energy

On the basis of monthly data, let us calculate the realized values of the average return, the standard deviation of return, and a simplified version of the Sharpe ratio for each data series.

The results of the calculations of average monthly returns and standard deviations are shown in the table 2 below:

Table 2: Average monthly returns and standard deviations
Asset MeanReturn StandardDeviation Asset MeanReturn StandardDeviation
AA 0.31% 10.60% JNJ 1.01% 3.76%
AXP 3.32% 10.96% JPM 1.27% 9.05%
BA 1.99% 6.96% KO 1.31% 4.16%
DD 1.81% 7.90% MCD 1.22% 3.68%
DIS 2.58% 6.54% MRK 1.11% 5.28%
GE 1.64% 8.48% MSFT 1.20% 6.67%
HD 2.33% 6.41% PFE 1.54% 4.85%
HON 2.05% 6.40% T 0.78% 4.16%
HPQ -0.80% 10.36% VZ 1.27% 4.83%
IBM 1.49% 4.27% WMT 0.83% 4.17%
INTC 0.92% 6.59% XOM 0.58% 4.65%

In addition, we can calculate a simplified version of the Sharpe ratio for each asset. The ratio is obtained by dividing the return by the standard deviation and shows the return per unit of risk. These coefficients will be a good guide for our analysis in order to determine the effectiveness of the investment strategy. The resulting coefficients are shown on the diagram1 below:

Diagram 1: Sharpe ratios of the selected shares

Sharpe ratios of the selected shares

The next stage of the analysis is to find optimal weight coefficients for each asset and to build a stock portfolio. The optimality criterion for the portfolio may be the Sharpe ratio, the parameter of return or its standard deviation. In our case, the optimality criterion will be the maximum possible expected return of the portfolio, that can be achieved at all levels of standard deviation, not higher than the average standard deviation for the sample of 22 stocks. The average standard deviation for the 22 stocks is 6.40% and we want our portfolio to be less risky than its constituent assets on average. To calculate weight coefficients, we will also need the covariance of assets that indicates the level of interrelationship between each pair of assets.

The weight optimization procedure (having two constraints: the maximum standard deviation of the portfolio (6.40%) and the final sum of the weights, which should be 100%) leads us to the following solution, which maximizes the return of the portfolio:

Table 3: Optimized weights for each asset
Asset Weight Asset Weight
AA -70.27% JNJ 21.59%
AXP 8.97% JPM -31.82%
BA -4.39% KO 29.55%
DD -22.00% MCD -15.80%
DIS 88.08% MRK -5.98%
GE -41.55% MSFT 51.73%
HD 37.01% PFE 39.28%
HON 145.66% T -96.14%
HPQ -43.92% VZ 81.77%
IBM 152.36% WMT -56.03%
INTC -39.34% XOM -128.76%

Since we did not put restrictions on the possibility of short sales of assets, the solution gives both positive and negative weights. The assets with positive weights will conditionally be called "Good" and the ones with negative weight - "Bad" portfolios. Let us regroup the assets in accordance with their new classification:

Table 4: Optimized weights for investment portfolio
Good Portfolio Bad Portfolio
Asset Weight Asset Weight
AXP 8.97% AA -70.27%
DIS 88.08% BA -4.39%
HD 37.01% DD -22.00%
HON 145.66% GE -41.55%
IBM 152.36% HPQ -43.92%
JNJ 21.59% INTC -39.34%
KO 29.55% JPM -31.82%
MSFT 51.73% MCD -15.80%
PFE 39.28% MRK -5.98%
VZ 81.77% T -96.14%
WMT -56.03%
XOM -128.76%

There are slightly more "Bad" assets than "Good" ones; however, the word “Bad” does not diminish their importance. As we will see later, these two groups of assets are able to show the most effective performance only when they are together. As for companies that belong to economic sector, we could not highlight a specific pattern for the companies entering a certain portfolio. Therefore, companies, representing completely different sectors, were included in both portfolios.

Let us now display "Good" and "Bad" portfolio charts separately. We will use the method of portfolio analysis GeWorko, which is implemented on trading-analytical terminal NetTradeX. We choose 10 assets from "Good" portfolio and express its value in U.S. dollars, as we are now interested in looking at its absolute value. To do this, we introduce weight coefficient for each asset in terms of U.S. dollars, at the same time respecting the proportion, obtained previously in the solution for the optimal portfolio. For example, for AXP stocks we are entering the amount of 897 dollars and for the stock VZ - the volume of 8177 dollars. Despite the fact that the volume was set in dollars, not in percentage, it will not affect the shape of portfolio’s curve, but only the coordinates. The chart is as follows:

Chart 1: Absolute Value of the Portfolio of Longs

Absolute Value of the Portfolio of Longs

Overall, we have a growing retrospective structure. Since the beginning of January 2009 the value of the "Good" portfolio increased 2.5 times, but we should also mention a significant fall in the portfolio value in 2008. It is also noteworthy, that in the beginning of March 2012, the portfolio's value fluctuated around 52,300 dollars; this fact will help us in future for studying the dynamics of the combined portfolio.

Similarly, we construct the "Bad" portfolio consisting of 12 assets, introducing the corresponding volumes in U.S. dollars. Its retrospective dynamics is presented on the chart below:

Chart 2: Absolute Value of the Portfolio Short

Absolute Value of the Portfolio Short

Obviously, the "Bad" portfolio justifies its name, having significantly underperformed the "Good” portfolio in terms of realized return. This is evident from the three-fold decrease in its value in 2008 and the subsequent slight growth. In addition, let us note once again that at the beginning of March 2012 the value of "Bad" portfolio also fluctuated around 52,300 dollars.

Finally, we will construct a combined portfolio which will include both "Good" and "Bad" assets with corresponding weights obtained during the optimization. Note that the negative weights correspond to short selling the asset. When building a portfolio on trading and analytical terminal NetTradeX, assets with positive weights will be included in the base part of the composite portfolio, while assets with short weights - in the quoted part. In other words, we conditionally buy assets of "Good" portfolio and sell assets of the "Bad" one – these two actions reflect the essence of GeWorko method. The result is a coefficient that reflects the value of the first (in our case - the "Good") portfolio in the units of the second ("Bad"), and the chart allows us to track its changes during the entire period of time:

Chart 3: Relative value of the combined portfolio

Relative value of the combined portfolio

As if by magic, we have received a growing structure of the combined portfolio, which has avoided any significant fall in 2008 and showed continuous, smooth and steady growth in the post-crisis period. Moreover, we can see that a significant growth began just after the crisis of 2008, reflecting different degrees of asset responses for global factors, and, according to the chart, the importance of this factors, as well as the corresponding asset reactions are still high.

The quantitative performance indicators of the combined portfolio are shown in the table 5 below:

Table 5: Quantitative performance indicators of the combined portfoli
Return 7.52%
StDev 6.40%
Sharpe 1.18

It is easy to determine that the return of the portfolio, due to short positions, is higher than the individual returns of the assets (the maximum average return was 3.32%). The standard deviation of return was 6.40%, corresponding to the specified limit. In its simplified version the Sharpe coefficient for the portfolio (1.18), reflecting its effectiveness, is much higher than the ratios for any of the 22 shares (maximum Sharpe coefficient for the sample of stocks was 0.39).

How to explain such a strong growth of the combined portfolio? To answer this question, we need to examine the "Good" and the "Bad" portfolios separately. The weight optimization procedure has allowed us to find an effective combination of long and short positions on the selected assets that is coherent with our investment strategy. Using GeWorko method and its module on the terminal NetTradeX, we were able to follow the dynamics of both individual portfolios separately and their combined dynamics.

The analysis of the behavior of portfolios shows that during the most severe crisis in 2008, the "Good" portfolio lost less value than the “Bad” one. In the post-crisis period, the growth of the first portfolio also proved to be more prominent than the growth of the second. By combining these two factors, we obtained a continuous growing structure. Since the growth of the combined portfolio began in 2008 (before that the combined portfolio has been following a neutral trend), we can assume that this year has become the reversal point, when assets have started showing different degrees of reactions towards some systemic factors. Note, that before the beginning of March 2012 the value of the "Bad" portfolio has been exceeding the value of the "Good" portfolio - the coefficient of the combined versions was below 1. However, in March 2012, their absolute value equaled, and the coefficient became equal to 1. Later on more and more units of "Bad" portfolio were required to buy one unit of the "Good" portfolio.