Оптимизация Портфеля с Помощью Метода GeWorko (часть 1)

Поиск оптимальной структуры активов в портфеле, безусловно, вопрос непростой. С одной стороны, многое зависит от параметров входящих в портфель активов, с другой – от индивидуальных предпочтений и ограничений инвестора. Тем не менее, современная финансовая теория и новые методы анализа и торговли значительно упрощают этот процесс.

Одним из примеров реализации современной портфельной теории может служить метод GeWorko – метод, позволяющий конструировать и анализировать многочисленные вариации портфелей, созданных из большого набора активов. Причем ценность возможностей для анализа заключается не только в наблюдении за изменением абсолютной стоимости портфеля, но и в изучении поведения портфеля по отношению к рынку или, например, альтернативному портфелю, что позволяет оперативно принимать инвестиционные решения. Результатом применения метода является создание новой финансовой единицы – композитного инструмента ( PCI – personal composite instrument ).

В этой статье мы ограничимся набором из 6 акций американских компаний, которые, на первый взгляд, показали относительно неплохие результаты в течение последних лет. С помощью метода GeWorko мы построили портфель, показавший значительный рост в посткризисный период. В нашу выборку (с соответствующими случайными весами) вошли:

  1. Walt Disney Company (20%)
  2. Home Depot Inc. (20%)
  3. Honeywell International Inc. (15%)
  4. International Business Machines Corporation (15%)
  5. Coca-Cola Company (10%)
  6. McDonald’s Corporation (20%)

При сравнении динамики портфеля с рынком (в качестве рынка условно выступает индекс Dow Jones Industrial Average, в который входят все перечисленные акции) оказалось, что портфель систематически обыгрывал индекс до кризиса, во время него и в течение периода восстановления. Полученный за считанные секунды график PCI очень удачно иллюстрирует поведение портфеля по отношению к индексу:

График 1: Портфель против индекса Dow Jones

Портфель против индекса Dow Jones

Несмотря на довольно удачную случайную подборку весов входящих в портфель активов, нам пока не известно является ли она оптимальной, то есть существуют ли другие весовые коэффициенты, обеспечивающие более низкий показатель риска на том же уровне доходности или более высокий показатель доходности при неизменном уровне риска. Если нам удастся найти такой портфель, он будет, безусловно, предпочтительнее для рационального инвестора, чем портфель со случайными весовыми коэффициентами.

Однако, определение оптимальности портфеля для инвестора, как уже говорилось выше, будет зависеть от индивидуальных предпочтений и ограничений. Без наличия конкретных требований к характеристикам портфеля мы не можем узнать, будет ли, к примеру, для инвестора портфель с более высоким уровнем дохода, но и более высоким уровнем риска, предпочтительнее первоначального портфеля. В этой связи, для целей анализа оптимальным портфелем мы будем называть портфель, который бы имел максимальную отдачу доходности на единицу риска. Этот показатель известен как коэффициент Шарпа.

В отличие от традиционной его версии, которая показывает отношение премии за риск к показателю риска, мы ограничимся отношением доходности портфеля к риску, без поправки на безрисковую ставку. Это упрощение никак не повлияет на выводы, которые позволят сравнить эффективность альтернативных инвестиционных портфелей.

Для начала вернемся к первоначальному портфелю со случайно заданными весами и определим его параметры риска и доходности. Анализ портфелей будет основываться на месячных данных по ценам закрытия шести акций по выборке январь 2005 года – апрель 2013 года. Поскольку изначальной целью было сравнение динамики портфеля с индексом (рынком), мы решили применить немного нестандартный подход и скорректировать месячные цены закрытия акций путем деления на соответствующие значения индекса. На основе логарифмов приростов доходности мы рассчитали средние месячные значения доходности и стандартные отклонения доходности для шести рядов данных. Результаты вычислений представлены в таблице ниже:

Таблица 2: Реализованные доходности, стандартные отклонения и коэффициенты Шарпа в сравнении с портфелем Р1
DIS HD HON IBM KO MCD
Mean Return 0.49% 0.24% 0.40% 0.42% 0.35% 0.77%
StDev 4.25% 5.73% 4.51% 4.53% 3.95% 4.09%
Sharpe Ratio 0.11 0.04 0.09 0.09 0.09 0.19

Оказалось, что наибольшую (0.77%) среднюю месячную доходность (в сравнении с индексом) показали акции MCD, наименьшую – акции HD (0.24%). Наименьшим стандартным отклонением отметились акции KO (3.95%), наибольшим – акции HD (5.73%). Кроме того, мы рассчитали упрощенную версию коэффициента Шарпа, показывающую отношение доходности актива к риску. Самый высокий коэффициент (0.19) у акций MCD, показавших наибольшую отдачу доходности на единицу риска. Этот факт позволяет нам предполагать, что именно у акций MCD будет самый высокий весовой коэффициент в «оптимальном» портфеле. Для продолжения анализа нам также понадобятся характеристики взаимосвязи шести активов между собой – коэффициенты ковариации. Ковариационная матрица рассчитана на той же выборке месячных данных.

Имея все необходимые входные параметры и предполагая, что найденные значения доходности и стандартного отклонения для шести бумаг являются лучшими оценками ожидаемых доходностей и рисков, мы можем приступить к формированию портфелей. Напомним, что исходные данные уже были скорректированы на значения индекса, поэтому портфели, которые мы получим, уже будут отражать поведение относительно рынка.

Первый портфель (Р1), который мы получим, станет отправной точкой для поиска более удачных комбинаций активов. Это портфель со случайными весовыми коэффициентами, график которого был приведен в самом начале. Зная параметры риска и доходности шести бумаг, входящих в его состав, их веса и ковариационную матрицу, мы можем рассчитать среднюю месячную доходность портфеля и его стандартное отклонение. Нетрудно заметить, что путем комбинирования активов мы добились существенного снижения риска. Стандартное отклонение портфеля P1 составляет всего 1.74%, а доходность – 0.46%:

Таблица 2: Реализованные доходности, стандартные отклонения и коэффициенты Шарпа в сравнении с портфелем Р1 и P2
DIS HD HON IBM KO MCD P1
Mean Return 0.49% 0.24% 0.40% 0.42% 0.35% 0.77% 0.46%
StDev 4.25% 5.73% 4.51% 4.53% 3.95% 4.09% 1.74%
Sharpe Ratio 0.11 0.04 0.09 0.09 0.09 0.19 0.26

Кроме того, по сравнению с любой из шести бумаг, портфель обладает гораздо более высокой отдачей доходности на единицу риска, о чем свидетельствует коэффициент Шарпа (0.26), который в итоге и будет определять эффективность портфеля.

Теперь, зная характеристики случайного портфеля, мы можем приступить к поиску такой комбинации активов, которая бы наилучшим образом соответствовала нашим предпочтениям и ограничением. Как уже говорилось, основным показателем оптимальности портфеля мы выбрали коэффициент Шарпа. Изменяя веса шести бумаг, входящих в портфель, нам нужно найти такую комбинацию, которая соответствовала бы максимально возможному отношению доходности к риску. Единственные ограничения на поиск решения, которые мы задаем, заключаются в том, что весовые коэффициенты должны быть не меньше нуля, а их сумма должна быть равна 100%, чтобы сохранить возможность сравнения портфелей.

Решение приводит нас к следующему составу портфеля: как мы и ожидали, самый большой вес (32.67%) получили акции MCD, поскольку именно они имели самый высокий коэффициент Шарпа. Затем по убыванию весов расположились DIS (19.33%), HON (19.04%), HD (10.96%), KO (10.28%) и IBM (7.71%):

Диаграмма структуры портфеля Р2

Диаграмма структуры портфеля Р2

В результате, полученный путем изменения весов для максимизации коэффициента Шарпа, портфель (Р2) показал однозначно лучшие показатели, чем портфель со случайными весовыми коэффициентами (Р1):

Table 3: Realized returns, standard deviations and Sharpe ratios in relation to portfolios P1 and P2
DIS HD HON IBM KO MCD P1 P2
Mean Return 0.49% 0.24% 0.40% 0.42% 0.35% 0.77% 0.46% 0.52%
StDev 4.25% 5.73% 4.51% 4.53% 3.95% 4.09% 1.74% 1.72%
Sharpe Ratio 0.11 0.04 0.09 0.09 0.09 0.19 0.26 0.30

Максимизированный коэффициент Шарпа для портфеля Р2 составил 0.3. Это значение выше, чем у портфеля Р1 (0.26), не говоря уже об индивидуальных параметрах активов. Причем строго лучше оказался как показатель доходности (0.52%), так и стандартного отклонения (1.72%). Вывод – полученный максимизацией коэффициента Шарпа портфель всегда предпочтительнее для рационального инвестора (помним о предположении нашего анализа о том, что рассчитанные показатели риска и доходности являются их лучшими оценками).

С помощью инструментария PCI мы можем легко построить найденный нами «оптимальный» портфель, введя полученные весовые коэффициенты для шести акций, и соотнеся базовую часть PCI к аналогичному по стоимости портфелю, состоящему только из индекса Dow Jones Industrial Average (см. график).

График 2: Портфель, максимизирующий коэффициент Шарпа, по отношению к индексу Dow Jones

Портфель, максимизирующий коэффициент Шарпа, по отношению к индексу Dow Jones

Как и в предыдущем случае со «случайным» портфелем Р1, мы получаем практически непрерывно растущую в течение последних 7 лет структуру, волатильность которой заметно возрастает во времена экономической нестабильности.

Тем не менее, подчеркнем, что это оптимальный портфель только для нас, поскольку мы избрали коэффициент Шарпа в качестве основного критерия оптимальности. Мы можем лишь утверждать, что при существующих входных параметрах нет другого портфеля, который бы позволял достичь более высокой доходности (>0.52%) при заданном уровне риска (1.72%), а также нет портфеля, который был бы менее рискованным ( <1.72%) при заданной доходности (0.52%). Однако, возможна ситуация, что инвестор готов и обладает объективными возможностями пойти на увеличение риска, чтобы достичь более высокий уровень доходности, или же наоборот, инвестор стремится получить минимально рискованный портфель из доступных активов.

Продолжение статьи читайте в разделе "Оптимизация портфеля с помощью метода GeWorko (часть 2)"

ОБУЧЕНИЕ

Portfolio Optimization through GeWorko Method (Part 1)

It is challenging to compile an optimal structure of assets in a portfolio. On the one hand, much depends on the parameters of the assets, included in the portfolio and on the other hand, on investor’s individual preferences and restrictions. However, modern financial theory and new method of analysis and trading – GeWorko, substantially simplifies that process. Here is an example of a 6 stock portfolio optimization.

GeWorko Method for Portfolio Optimization

GeWorko Method is an example of modern portfolio theory in practice; - it allows constructing and analyzing numerous portfolio variations, created from a wide range of assets. The value of analytic capacities lies not only in following the changes in the absolute price of the portfolio, but also in studying the behavior of the portfolio in relation to the whole market or, for example, to an alternative portfolio, which allows making investment decisions in a timely manner. The result of the method’s appliance comes to be the creation of a new financial unit – composite instrument (PCI – personal composite instrument).

In this article we have focused on a set of 6 US stocks that at first sight have shown relatively good results in recent years. Using GeWorko method, we have built a portfolio that shows considerable growth in the post-crisis period. Our portfolio (with corresponding random weights) consists of:

  1. Walt Disney Company (DIS – 20%)
  2. Home Depot Inc. (HD – 20%)
  3. Honeywell International Inc. (HON – 15%)
  4. International Business Machines Corporation (IBM – 15%)
  5. Coca-Cola Company (KO – 10%)
  6. McDonald’s Corporation (MCD – 20%)

While comparing the portfolio dynamics with the market (Dow Jones Industrial Average index conditionally stands for the market and includes all the listed stocks), it turned out that the portfolio has been systematically outperforming the index before the crisis, during the crisis and in the period of recovery. The PCI chart, formed within seconds, successfully illustrates the behavior of the portfolio in relation to the index:

Chart 1: Portfolio against index Dow Jones

Portfolio against index Dow Jones

In spite of quite successful random selection of asset weights in the portfolio, we do not yet know if the selection is optimal, i.e. if there are other weight coefficients that provide lower risk at the same level of return, or higher return at the same level of risk.

If we manage to find such a portfolio structure, it would certainly be more preferable for a rational investor, than the portfolio with random weight coefficients. However, determining the portfolio optimality for an investor, as has already been mentioned above, will depend on individual preferences and restrictions. Without specific requirements for the portfolio risk-return profile we cannot know if, for example, a portfolio with a higher return but with a higher risk level is more preferable for the investor than the primary one. In this regard, for analytical purposes, an optimal portfolio will be considered the one that has the maximum return per unit of risk. That index is known as the Sharpe ratio.

In contrast to its traditional version, which shows the relation of risk premium above risk-free rate to standard deviation, we will maximize the relation of portfolio return to portfolio standard deviation, without adjusting for a risk-free rate. This simplification will not influence the results at all, instead, it allows comparing the effectiveness of alternative investment portfolios.

At first, let us return to the primary portfolio with randomly given weights and determine its parameters of risk and return. Portfolio analysis is based on monthly data of closing prices for six stocks on the sample of January 2005 – April 2013. Since the initial aim was to compare the dynamics of the portfolio with the index (the market), we have decided to apply a slightly nonstandard approach and to adjust monthly closing prices of stocks, dividing them by corresponding index values. On the basis of logarithmic returns we have calculated mean returns and standard deviations of returns for six rows of data. The calculation results are presented in the table below:

Table 1: Mean returns, standard deviations and Sharpe ratio for six rows of data

DIS HD HON IBM KO MCD
Mean Return 0.49% 0.24% 0.40% 0.42% 0.35% 0.77%
StDev 4.25% 5.73% 4.51% 4.53% 3.95% 4.09%
Sharpe Ratio 0.11 0.04 0.09 0.09 0.09 0.19

It turned out that the greatest (0.77%) monthly mean return (in comparison with the index) has been shown by MCD stocks, the smallest - by HD stocks (0.24%). The smallest standard deviation has been shown by KO stocks (3.95%), the greatest – by HD stocks (5.73%). Besides, we have calculated the simplified version of the Sharpe ratio, showing the relation of asset return to risk. MCD stocks have the highest coefficient (0.19), showing the best ratio of return per unit of risk. This fact allows us to assume that it is MCD stocks that will show the highest weight coefficient in an "optimal" portfolio. To continue the analysis, we will also need to know how the assets are interrelated – covariance coefficients will be used. The covariance matrix is calculated on the same sample of monthly data.

Having all the necessary input parameters and supposing that the obtained values of return and standard deviation for six stocks come to be the best estimations of expected returns and risks, we can start forming the portfolios. Recall that input data have already been adjusted for the index value. That is why the portfolios that we are to obtain will already reflect the behavior in relation to the market.

The first portfolio (P1) becomes the starting point for searching for more successful combinations of assets. It is the portfolio with random weight coefficients; its price chart has been presented at the very beginning of the article. Already knowing the risk and return parameters of six stocks, included in the portfolio, their weights and the covariance matrix, we can calculate the monthly mean return of the portfolio and its standard deviation. It is easy to notice that by means of combining assets we have achieved a significant reduction of risk. The standard deviation of portfolio P1 is only 1.74% and the return is – 0.46%:

Table 2: Realized returns, standard deviations and Sharpe ratios in relation to portfolio P1

DIS HD HON IBM KO MCD P1
Mean Return 0.49% 0.24% 0.40% 0.42% 0.35% 0.77% 0.46%
StDev 4.25% 5.73% 4.51% 4.53% 3.95% 4.09% 1.74%
Sharpe Ratio 0.11 0.04 0.09 0.09 0.09 0.19 0.26

Additionally, in comparison with any of the six stocks, the portfolio has higher return per unit of risk, the evidence of which is the Sharpe ratio (0.26): this ultimately determines the effectiveness of the portfolio.

Now, knowing the random portfolio features, we can start searching for such a combination of assets, that best correspond to our preferences and restrictions. As has already been mentioned, we have chosen the Sharpe ratio as the basic criterion for optimal portfolio. Changing the weights of the six stocks that form the portfolio, we should find such a combination that corresponds to the highest possible ratio of return to risk. The only optimization conditions we set is that weight coefficients should be not less than zero, and their sum should be equal to 100%, so as to keep the opportunity of comparing portfolios.

The solution leads us to the following composition of the portfolio: as we have expected, MCD stocks have got the greatest weight (32.67%), since they had the highest Sharpe ratio. Then, the following stocks in weight descending order are coming: DIS (19.33%), HON (19.04%), HD (10.96%), KO (10.28%) and IBM (7.71%):

Diagram 1: P2 portfolio structure

P2 portfolio structure

As a result, the portfolio (P2), obtained by changing the weights to maximize the Sharpe ratio, showed clearly better performance than the portfolio with random weight coefficients (P1):

Table 3: Realized returns, standard deviations and Sharpe ratios in relation to portfolios P1 and P2

DIS HD HON IBM KO MCD P1 P2
Mean Return 0.49% 0.24% 0.40% 0.42% 0.35% 0.77% 0.46% 0.52%
StDev 4.25% 5.73% 4.51% 4.53% 3.95% 4.09% 1.74% 1.72%
Sharpe Ratio 0.11 0.04 0.09 0.09 0.09 0.19 0.26 0.30

The maximized Sharpe ratio was 0.3 for P2. This value is higher than the ratio for P1 (0.26), as well as for individual stocks. Moreover, both return (0.52%) and standard deviation (1.72%) parameters are strictly better. The conclusion is that the portfolio, formed by the maximization of the Sharpe ratio, is always more preferable for a rational investor (let us recall our analysis assumption that the realized risks and returns are their best estimation).

With the PCI module we can build the “optimal” portfolio, entering the obtained weight coefficients for six stocks in the Quotation and pricing it against a portfolio with similar value, consisting of only Dow Jones Industrial average index (see the chart).

Chart 2: Portfolio, maximizing Sharpe Ratio in relation to the Index Dow Jones

Portfolio, maximizing Sharpe Ratio in relation to the Index Dow Jones

As in the previous case with the “random” portfolio P1, we get a structure, permanently growing within the last 7 years, with volatility, increasing considerably in times of economic turbulence.

However, we emphasize that the portfolio is optimal only for this specific case, as we have selected the Sharpe ratio as the basic criterion of optimality. We can just confirm that with the existing input parameters there is no other portfolio that will allow achieving higher return (>0.52%) for a given level of risk (1.72%), and also there is no portfolio that is less risky (1.72%) for the given profitability (0.52%). However, it is possible that an investor is ready and possesses objective capabilities to accept higher risk so as to achieve a higher return level or, on the contrary, the investor seeks to get the lowest possible portfolio risk.

Continue reading: "Portfolio Structure Optimization through GeWorko Method (Part 2)"